Путин заявил о «воровстве сотнями миллионов» на стройке Восточного»

В Петербурге у реки нашли тело убитой аспирантки СПбГУ»

AP узнало о роли Перри в сделке между властями Украины и компанией из США»

Власти Москвы задумались о расширении зоны платной парковки»

Бессонная ночь счастья: 30 лет назад пала Берлинская стена»

Arrow
Arrow
Slider

Банки закрыли показательную сделку по реструктуризации»

Недавняя реструктуризация портфеля ссуд на 20 млрд руб., привлеченных сетью автозаправок «Трасса» у 30 банков, не только привлекает внимание масштабом, но и показательна на предмет оценки кредитных рисков банками и ЦБ

Сделка по реструктуризации задолженности группы компаний «Трасса» общим объемом чуть менее 20,1 млрд руб. была закрыта в конце ноября, рассказал РБК Олег Гордиенко, начальник управления инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка, выступившего организатором сделки. Основная часть займа реструктурирована в виде 5-летнего синдиката от 10 банков (Абсолют Банк, Банк АВБ, Банк БКФ, Банк «Зенит», «Кредит Экспресс», «Открытие», Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, Темпбанк и Юникредит Банк) объемом 15,8 млрд руб. Кредит обеспечен поручительствами и залогами активов компаний группы. Ставка по синдикату плавающая: ключевая ставка ЦБ + 4,5%.

Несколько банков (с общим объемом требований 1,35 млрд руб.) реструктурировали часть долгов «Трассы» вне синдиката, но на единых условиях «миноритарных» кредиторов (срок 2 года, ставка существенно ниже синдиката). Часть банков, имеющих к «Трассе» требования на 1,85 млрд руб. сделала реструктуризацию вне синдиката, но на единых с синдикатом условиях. Еще 1,1 млрд руб. реструктурированы не были. Права требования по этим кредитам оказались у Центробанка и Агентства по страхованию вкладов, эти ведомства в реструктуризации не участвовали.

Переговоры о реструктуризации велись полтора года. Впрочем, как отмечает член правления СДМ-банка Александр Голубев: учитывая количество участников — это краткие сроки. Достижение договоренностей могло, по его мнению, занять и большее время. «Сроки реализации сделки зависели от необходимости согласования единых условий финансирования всеми банками-участниками синдицированного кредита, а также наличием нетиповой документации по сделке и сложной структурой обеспечения», — поясняет директор департамента потребительского сектора банка «Открытие» Анна Жванецкая.

Необычная сделка

Сделка привлекает внимание своим масштабом и сроками. Изначально у «Трассы было» 80 кредитных линий в рублях, долларах и евро, выданных 30 банками. «Это абсурдное число банков. До этой сделки мы не думали, что в один «коктейль» можно запихать столько ингредиентов», — рассказывает Гордиенко. При этом, по его словам, две трети долга было номинировано в иностранной валюте, треть от общего объема займов была краткосрочной.

В числе кредиторов «Трассы» два года назад был весь срез банковской системы: госбанки (Сбербанк, Банк Москвы), крупнейшие кредитные институты (Открытие, Альфа-банк, МДМ-банк), несколько иностранных банков и множество небольших банков вплоть до 400-й сотни по активам, рассказывают организаторы сделки. Крупные банки давали долгосрочные инвестиционные кредиты заемщику, предоставлявшему хорошие залоги, более мелкие игроки — короткие ссуды на текущей деятельности и пополнение оборотных средств, узнав, что у получателей займа уже есть «именитые» кредиторы.

За время подготовки к реструктуризации число банков-кредиторов сократилось: у четырех банков-кредиторов ЦБ отозвал лицензии («Витязь», Русстройбанк, банки «Экспресс-кредит» и «Соверен»), ряду банков, в частности, государственным игрокам, кредиты были погашены, некоторые крупные банки (Альфа-банк, МДМ-банк) продали кредиты «Трассы» другим кредиторам. В Сбербанке, ВТБ (присоединившем Банк Москвы), Альфа-банке, МДМ-банке от детальных комментариев условий сделки отказались, уточнив, что задолженности у «Трассы» перед ними больше нет.

При этом перечень кредиторов «Трассы» пополнили АСВ (на 100 млн руб. как конкурсный управляющий банков, лишенных лицензий) и сам ЦБ, неожиданно оказавшийся с правами требования к «Трассе». Таким образом, недооценку рисков по этому заемщику допустили не только банки, в том числе крупнейшие, но и сам регулятор, по сути диктующий банкам как в своих нормативных актах, так и в ходе надзора, как им оценивать риски.

Кредитор последней инстанции

Кредитором «Трассы» ЦБ стал неслучайно. Права требования по кредитным договорам «Трассы» с Русстройбанком регулятор принял в залог, предоставляя последнему в начале 2015 года финансирование в рамках положения 312-П на сумму около 1 млрд руб. («О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами»). Всего, по данным на 16 декабря, общий объем задолженности банков перед ЦБ по 312-П составлял 780 млрд руб. После отзыва лицензии у Русстройбанка в декабре 2015 года регулятор залоги перешли в собственность ЦБ.

Интересно то, что приняв кредиты «Трассе» от Русстройбанка, ЦБ отнес их к 1 или 2 (высокой) категории качества, другие ссуды он в залог по 312-П не принимает и, по словам банкиров, очень тщательно оценивает качество получаемых от банков в качестве обеспечения активов. Таким образом, на тот момент предсказать финансовые проблемы этого заемщика не мог и Банк России.

В ЦБ от комментариев по данной сделке отказались, сославшись на то, что регулятор «не комментирует свою надзорную деятельность и конкретные сделки действующих компаний и банков».

Замкнутый круг

Между тем, именно ЦБ отчасти спровоцировал ухудшение платежной дисциплины «Трассы». Как рассказывает ее гендиректор Олег Алексеенков, положение группы компаний резко ухудшилось после повышения ключевой ставки в декабре 2014 года Банком России до 17% годовых. Тогда в ситуации неопределенности многие банки взяли тайм-аут и заморозили кредитование. А один из крупных кредиторов «Трассы» — Банк Москвы, — открывший «Трассе» кредитную линию с лимитом в 1,5 млрд руб. и выдавший первый транш, в феврале 2015 года следующий, второй транш, выдавать отказался.

«Трасса» пыталась оспорить данное решение, обратившись в суд, однако судья занял позицию кредитора, рассказывает Алексеенков. «Триггером к ухудшению ситуации в «Трассе» было то, что крупный банк отказался выдать деньги по подписанному соглашению в ответ на повышение ставки банком России, — подтверждает Гордиенко. Это разбирательство есть в картотеке арбитражных дел на сайте «Электронное правосудие». И оно не единственное.

«В результате в период кризиса и дефицита ликвидности компания столкнулась с невозможностью привлечения финансирования со стороны ряда кредиторов, что привело к дефициту оборотных средств компании», — констатирует Анна Жванецкая, директор департамента потребительского сектора банка «Открытие». После отказа Банка Москвы предоставить очередной транш, у компании появилась просрочка, стали срабатывать ковенанты по кредитам (условия, при наступлении которых кредиторы вправе требовать досрочного погашения ссуд). В итоге заявление о признании «Трассы» банкротом в 2015 году подал еще и Еврофинансмоснарбанк. Впрочем, потом оно было отозвано из суда.

Лишившись возможности перезанять и не договорившись самостоятельно с многочисленными кредиторами руководство «Трассы» стало искать организатора сделки по реструктризации долга. Причем, однозначной уверенности в ее закрытии, по признанию ее участников, у них не было до самого конца. Директор по развитию бизнеса с крупными корпоративными клиентами Промсвязьбанка Александр Афонин добавляет: «Это была тяжелая сделка. Хорошо, что синдикат подписан».

Показательный момент

На примере данного кейса, учитывая задействованное в нем количество разных кредиторов, можно составить мнение, как на самом деле зачастую оцениваются кредитные риски в банковской системе. Несмотря на жесткие требования российского ЦБ и международных стандартов по оценке рисков, средства давались под заправочный бизнес с надеждой на кэш и без особых гарантий, признают некоторые банкиры-кредиторы «Трассы» на условиях анонимности.

Показателен и объем кредитной нагрузки по соотношению с масштабом бизнеса компании. Группа компаний «Трасса» — оператор собственной сети АЗК в Московской области. У компании 52 АЗС в радиусе до 50 км от Москвы. Группа оперирует сетью розничной торговли на своих автозаправках. По данным СПАРК, выручка компании в 2015 не менялась по сравнению с 2014-м годом и составила 26 млрд руб. Чистая прибыль снизилась в 2015 году по сравнению с 2014 в 2,4 раза и составила 90 млн руб.

По словам банкиров, детальных стратегий того, как на практике оценивать кредитные риски у многих банков, особенно средних и малых, попросту нет. «Хотя все требуемые ЦБ бумажки с со всевозможными политиками, конечно, присутствуют, во многом корпоративное кредитование небольшие игроки осуществляют «по знакомству», — рассказывает один из банкиров на условиях анонимности.

Один из часто используемых вариантов — ориентироваться на размер компании и опыт ее заимствований у других банков. «Многие средние банки до кризиса активно кредитовали компании с хорошим кредитным портфелем и были уверены в стратегии to big to fail на российском рынке», — говорит аналитик Росбанка Евгений Кошелев. Банки поменьше к точным оценкам в большинстве своем не стремятся, используя стратегию «прилипал» к клиентам крупных банков, рассказывают представители небольших банков. В результате, если у компании-заемщика возникают серьезные проблемы, все кредиторы почти одновременно могут оказаться в одинаково сложном положении. 
Источник: РБК
Делись новостью с социумом!

Опубликовано в Статьи
xx)) ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?:: :?: :!:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Подписаться на свежие новости

Введите свой e-mail:



Нажмите Ctrl+D , чтобы новости всегда были рядом
Рейтинг@Mail.ru